Под эгидой Русской Православной Церкви разработана программа «ЛадьЯ» — это программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. Название программы ассоциируется с состоянием внутренней гармонии, пребыванием человека в ладу с собой, другими людьми и миром. Программа создана коллективом церковных и светских специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов.
Программа «ЛадьЯ» направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа и отклоняющегося поведения подростков 13-17 лет. Многие превентивные программы, реализуемые в настоящее время в рамках информационно-обучающего подхода, не затрагивают фундаментальных причин рискованного поведения, приводящего к заражению ВИЧ. Они предполагают информирование учащихся о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, о путях передачи вируса, факторах, способствующих заражению, способах защиты, а также тренировку соответствующих навыков. В результате подросток в той или иной степени усваивает, что можно делать и чего делать не следует. Однако при этом не учитывается, какой человек обладает этими знаниями, каковы его духовно-нравственные ориентиры. Такие «однобокие» программы, направленные исключительно на информирование подростков, обучение их так называемому «безопасному сексу», не затрагивают подлинных истоков рискованного поведения, не позволяют преодолеть безответственность и ощущение вседозволенности. Более того, создавая иллюзию «защищенности», они не мотивируют человека к благотворным изменениям и, таким образом, девальвируют основную цель профилактики — формирование здоровой личности, способной строить жизнь согласно высоким духовным ценностям.
Программа «ЛадьЯ», в отличие от информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму. Программа способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.
В состав программы входят 23 урока: «Счастье», «Я и моя жизнь», «Мужчина и женщина», «Добро и зло», «Преодоление проблем» и др. Отдельные уроки посвящены профилактике ВИЧ-инфекции и наркозависимости. Продолжительность урока — полтора часа. Каждое занятие программы включает в себя разные виды деятельности — обсуждение опыта подростка, размышления, ролевые игры, получение новой информации.
Программа предназначена для преподавания в обычных школах, в школах-интернатах, ПТУ в рамках дополнительного образования. Она рассчитана как на социально адаптированных, так и на так называемых «трудных» подростков.
Помимо подростков в работу вовлекаются родители и администрация учебного заведения — это обеспечивает большую эффективность воспитательного воздействия программы.
Программа «ЛадьЯ» не имеет своей целью катехизацию и не рассчитана только на воцерковленных детей. Она составлена для обычной школьной аудитории (при желании ее можно использовать и в воскресной школе). Программу можно легко адаптировать и для использования в среде, где христианство не является доминирующим, поскольку основные нравственные ориентиры в российских религиозных традициях совпадают.
Педагоги, участвующие в выполнении программы, должны иметь педагогический опыт, разделять духовно-нравственные ценности, заложенные в программе, и пройти обучение работе с программой.
Программа «ЛадьЯ» распространяется как часть «пакета», в который входят:
- тренинг для педагогов и школьных психологов (7-9 дней) по обучению работе с программой;
- осуществление программы в учебных заведениях;
- мониторинг проведения уроков;
- анализ результатов реализации программы.
Программа распространяется в сотрудничестве между светскими и церковными образовательными структурами (например, епархиальными образовательными отделами). Обязательно участие священника в тренинге для педагогов и регулярные встречи группы педагогов с ним во время осуществления программы для консультаций по сложным духовно-нравственным вопросам. Тренинги для педагогов проводят специально обученные тренеры, которые могут выехать в требуемый регион.
Программа получила положительную оценку руководства Русской Православной Церкви. В рецензии заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина говорится: «В представленной программе применяются психологически грамотные методы и технологии, но вместе с тем программа не выглядит сухой и научной, а содержит в себе живое человеческое начало и рассматривает важные аспекты жизни, которые напрямую не касаются проблемы ВИЧ/СПИДа, но помогают разобраться в глобальных нравственных категориях. Программа дополнена ссылками на литературу по теме, что дает возможность варьировать занятия в зависимости от аудитории».
Опыт показал, что программа «Ладья» эффективна при работе с молодыми людьми старшего возраста (до 22-25 лет), и может быть рекомендована для работы со студентами высших учебных заведений, особенно на младших курсах. Имеется положительный опыт использования этой программы в реабилитационных центрах для наркозависимых. «ЛадьЯ» может использоваться в исправительных учреждениях для работы с отбывающими наказание молодыми людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ руководства для преподавателей по программе «ЛадьЯ»
Пояснительная записка
I. Вводная часть
II. Цели и задачи
III. Принципы, на которых основана программа
IV. Содержание программы
V. Основным методом работы
VI. Ведущим программы
VII. Технология реализации программы
VIII. Реализация программы осуществляется в три этапа:
IX. Структура занятий
X. Формы работы
XI. Помещение и материалы, необходимые для занятий
XII. Модификации для работы с подростками групп риска
XIII. Ожидаемый результат
XIV. Критерии эффективности программы
XV. Оценка эффективности программы
Занятие 1. Вводное: «Карта нашего пути»
Занятие 2. Счастье
Занятие 3. Я и моя жизнь
Занятие 4. Мир чувств
Занятие 5. Общение и дружба
Занятие 6. Ты не один
Занятие 7. Мужчина и женщина
Занятие 8. Любовь
Занятие 9. Семья
Занятие 10. Род, культура
Занятие 11. Здоровье
Занятие 12. ВИЧ /СПИД
Занятие 13. Толерантность. Жизнь с болезнью
Занятие 14. Зависимость от психоактивных веществ
Занятие 15. Преодоление проблем
Занятие 16. Кризис и выход
Занятие 17. Жизнь и смерть
Занятие 18. Добро и зло
Занятие 19. Ценности
Занятие 20. Цели и смысл
Занятие 21. Свобода
Занятие 22. Выбор
Занятие 23. Заключительное: «Симфония прощания»
Приложение № 1. Копилка разминок
Приложение № 2. Метод свободного ассоциативного ряда
Приложение № 3. Оценка информированности о ВИЧ-инфекции
Приложение № 4. Оценка мнения о программе родителей,педагогов и администрации учебного заведения
Приложение № 5. Медико-биологические аспекты ВИЧ /СПИД
Приложение № 6. Дополнительные материалы для подготовки к занятиям
Приложение № 7. Обсуждение кинофильмов как метод работы с молодежью
Приложение № 8. Отзывы о программе «ЛадьЯ»
Список литературы