Спору нет: нынешние дети разительно отличаются от предыдущих поколений.
Они более мобильны, активны, информационно наполнены, причём не всегда полезной информацией. У них другой ритм жизни, который приводит к неумению решать проблемы, строить отношения с людьми.
За бортом оказываются важные общечеловеческие ценности. Восполнить этот пробел в воспитании несколько лет назад решила группа учёных-психологов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Была разработана программа профилактики рискованного поведения детей и подростков, которая получила поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации и отдела внешних церковных связей Русской православной церкви. Программа прошла апробацию на территории разных регионов России. Изначально была разработана для детей в возрасте 13-17 лет «Ладья», позже появились «Живая вода» для детей 9-12 лет и «Дорога к дому» для возрастной категории 18-21 год. Работа по программе осуществляется в рамках проекта-победителя конкурса «Православная инициатива».
— Впервые о программе «Ладья» услышал пять лет назад на конференции в Челябинске, приуроченной ко Дню славянской письменности и культуры, — рассказал священник Михайло-Архангельского храма, руководитель миссионерского отдела магнитогорской епархии иерей Алексей Поляков. — Посмотрел презентацию и благополучно забыл. В 2011 году предложили ввести программу в Магнитогорске. Ратуя за любые благие начинания, решил сначала узнать, что это такое и на что направлено. Для этого сам прошёл её от начала до конца и был удивлён необычности подачи информации, подходов к сознанию ребёнка.
Сразу объясню, какая связь между образовательными программами и церковью. У программы православные основы, но она не ставит целью привлечение людей к вере. С детьми говорят об общечеловеческих ценностях.
Можно возразить, мол, сколько уже таких программ разработано, только проку от них мало. Но «Ладья» — совершенно иное. «Ладья» объясняет не только, что такое плохо, но и как этого не делать.
— Один пример: урок, посвящённый наркотической зависимости, — рассказал отец Алексей. — Одному из участников связывают руки, держат его, представляя пагубную зависимость. Другие изображают ценности: семья, работа, друзья, уважение… Постепенно ребёнок в этой игровой ситуации теряет возможности, которые имел. Такая инсценировка позволяет физически, морально почувствовать, что происходит. И это гораздо лучше нотаций и безликих примеров.
По программе очень интересно и удобно работать. Уроки продуманы на разные темы, в определённой последовательности: «Счастье», «Я и моя жизнь», «Мужчина и женщина», «Добро и зло», «Преодоление проблем», «Жизнь и смерть».
Пионерами в реализации программы в Магнитогорске были отец Алексей и доктор педагогических наук Татьяна Орехова. Сегодня сторонников гораздо больше: больше тридцати педагогов-психологов прошли обучение и преподают по «Ладье» факультативный курс.
Первыми, с кем работали, стали дети из школы-интерната «Семья». Позже программу с разрешения родителей прошли со старшеклассниками школ
№ 50, 32, 42, 63. Не везде гладко. Но первый блин часто выходит комом, уверены сторонники программ первичной профилактики рискованного поведения.
— Одновременно начала работать и программа «Живая вода» для детей среднего школьного возраста, — рассказал отец Алексей. — Цели у курса те же, но методы другие. Рассчитана программа на большее количество часов, выстроена в виде приключения, сказки: в течение всех занятий дети собирают фрагменты ключей от источника живой воды, которые разбросаны по всей Вселенной. Фрагменты — всё те же общечеловеческие ценности. Дети увлекаются, ещё бы: к примеру, по теме «Щедрость» они попадают в страну Скуперфильдию, где разными путями заставляют главного героя понять, что жадность делает человека бедным.
Третья программа «Дорога к дому», направленная на молодёжную аудиторию, имеет второе название, которое говорит само за себя: «Ответственное родительство». В Магнитогорске она пока не запущена: не хватает педагогических кадров. Но сомнений, что она заработает, нет.
Для детворы уроки духовно-нравственного воспитания, да ещё и которые преподаются в необычной, далёкой от классической, форме, не проходят даром.
— За несколько занятий по-новому открыла для себя понятия «дружба», «счастье», «сострадание», — говорит участница программы «Ладья» кафедрального собора Валя Лапшина. — В некоторые моменты жизни вспоминаю о том, что нам рассказывали на уроках, и стараюсь поступать правильно.
Ребята признаются, что не все и не сразу всерьёз и с интересом воспринимали уроки. Но потом втягивались, с радостью участвовали. Научились понимать других, прислушиваться к своим чувствам, стали рассудительнее. В своих отзывах они пишут: «Я узнала, что друг и приятель — это совершенно разные понятия»; «Очень трудно было выполнить задание — нарисовать карту своей души».
И родители, и педагоги замечают, как меняются дети в лучшую сторону, пройдя обучение по программам «Ладья» и «Живая вода». Всем хочется, чтобы их дети, ученики освоили главные правила человеческой жизни и стали развитыми личностями, уважающими себя и других. Педагоги-психологи с благословения православной церкви помогают ребёнку провести неоценимую работу над самим собой, обеспечивая его достойное будущее.
Текст: Ольга Балабанова
Источник: http://magmetall.ru/contribution/17668.htm