Программа «ЛадьЯ» – опыт применения

В декабре 2010 года на базе городского центра диагностики и консультирования (МОУ ДОД ЦВР «Досуг») прошло обучение педагогов-психологов учебных заведений города Ростова-на-Дону программе первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ». Занятия проходили в форме тренинга, их общая продолжительность составила 72 часа. По окончании занятий слушателям были вручены сертификаты.

В январе 2011 года многие специалисты, прошедшие обучение, стали применять программу «ЛадьЯ» по месту своей работы. Одним из таких мест стала МОУ ВСОШ №5. Специфика вечерней школы состоит в том, что наряду со спортсменами, музыкантами и художниками, которые совмещают обучение в двух школах: специализированной и вечерней, в этой школе учатся социально и педагогически запущенные дети, а также те, которые по разным причинам много лет не учились вообще. Возраст учащихся в одном классе – от 14 до 30 лет. Из-за такой большой разницы в возрасте в классе часто возникают конфликты, порожденные разными взглядами на жизнь и ценностями, а также желанием самоутвердиться в глазах окружающих. Многие дети в свои 15–16 лет прошли серьезную жизненную школу, испробовав на своем пути многое, что другим сверстникам и не снилось, но, тем не менее, они не умеют рассказать о своих чувствах, помочь себе в ситуации одиночества, найти способы решения конфликта, отличить друга от приятеля.

Занятия по программе «ЛадьЯ» проходили в девятом классе. Их вела педагог-психолог Татьяна Нечаева, прошедшая обучение работе с этой программой. Основным методом, использовавшимся на занятиях, был личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для усвоения учащимися традиционных духовно-нравственных ценностей и формирования на их основе мотивации к здоровому образу жизни и ответственному поведению.

Входная диагностика, которая проводится перед началом занятий по программе «ЛадьЯ» со всеми школьниками в форме анкетирования, выявила в классе много детей с заниженной самооценкой, с высокой степенью тревожности и агрессивности.

Сначала занятия проходили в группе с семью учащимися. Каждое занятие продолжалось два часа (два урока). В начале занятий дети не брались за руки, плохо делились на группы (что является необходимым условием некоторых упражнений в программе «ЛадьЯ»), отказывались фотографироваться. У них чувствовалась зажатость, закомплексованность. Но постепенно, благодаря совместной работе (рисунки, упражнения) барьеров становилось все меньше, групповая сплоченность росла, ученики не реагировали на вспышки фотоаппарата, т.к. были увлечены заданиями. Занятия проходили на одном дыхании, работать учащимся в форме тренинга нравилось. Об этом свидетельствовало то, что к 7–8 занятию число учеников в группе увеличилось до 14 человек (и при этом никто не выбыл!). Начиная с четвертого занятия «молчуны» вступали в групповые управляемые дискуссии и их не прерывали, а внимательно выслушивали и не критиковали. Больше всего подросткам понравилось рисовать, создавать коллажи и работать в микрогруппах. Всё серьёзнее и внимательнее они слушали притчи, которыми наполнена программа «ЛадьЯ». За притчей следовало эмоциональное обсуждение, учащиеся с готовностью приводили примеры из своей жизни. С каждым занятием возникало всё больше доверия к тренеру. Это привело к увеличению числа личных консультаций, инициаторами которых выступали ученики, желая разобраться со своими личными проблемами. Группа стала гораздо дружнее, — это отмечали и преподаватели других предметов. В классе повысилась успеваемость. Открытость и искренний смех, здоровая и доброжелательная атмосфера в группе — вот как можно охарактеризовать учащихся всего после 9 занятий по программе «ЛадьЯ».

Положительный опыт преподавания по программе «ЛадьЯ» есть и в других учебных заведениях Ростова-на-Дону. В дальнейшем обучение по программе планируется продолжить.

Координатор программы «ЛадьЯ»
в Ростовской области
Дутов Валерий Валерьевич

ИБ КС сентябрь 2011