Проблемами духовно-нравственного становления личности учащихся ОУ МОУ СОШ № 141 г. Нижнего Новгорода занимается с 2008 года. Считаем, что формирование нравственных ориентиров у детей является важной составляющей гармоничного развития, успешной социализации и профилактической работы по предупреждению асоциального поведения.
В 2008-2009 учебном году на базе нашей школы была открыта экспериментальная площадка по теме «Интеграция традиционной народной культуры в учебно-воспитательный процесс как фактор духовно-нравственного воспитания».
В системе дополнительного образования задача по формированию духовно-нравственных ориентиров решается на занятиях кружков фольклорной, культурологической и психологической направленности, в которые вовлечено 160 учащихся. В 10-11 классах данная задача решается через элективный курс «Основы психологических знаний для старшеклассников». Занятия ведутся по программе «ЛадьЯ». В 2009-2010 учебном году программа была апробирована в 11-х классах. Отмечены качественные изменения в поведении подростков, участвующих в ее реализации.
В 2010-2011 учебном году работой по программе «ЛадьЯ» были охвачены учащиеся 9 «А», 9 «Б» и 10 «А» классов. Классные руководители, родители и сами учащиеся считают, что программа помогает подросткам найти верный путь в жизни, находить выход из сложных ситуаций, разобраться в себе. Ребята с удовольствием проходят увлекательный и познавательный путь в гармонии с добром и миром.
Мы пробовали проводить занятия в 8-х классах, но увидели, что бурная гормональная перестройка этого возраста, проявление крайних вариантов акцентуаций характера приводит к отрицанию предъявленных духовных ценностей и стандартов жизни. Поэтому мы остановились на том, что по программе «ЛадьЯ» будем работать, начиная с 9-х классов, а лучше с 10-х.
Обучаясь на семинаре по программе первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для подростков «ЛадьЯ» в г. Москве (2010 год), я дополнительно получила практический инструментарий для работы и, конечно же, сразу воплотила его в жизнь.
Проведенное мотивационное занятие, когда от лица учителя, священника, милиции, врачей, родителей высказывались сами дети о том, как защитить молодежь от наркотиков и ВИЧ/СПИДа, показало, что подростки хотят говорить на все темы, которые предлагает программа «ЛадьЯ». А результат работы можно проследить в эссе учащихся 11 «А» класса, которые в полном объеме прошли программу. И если в начале учебного года для многих наиболее важным было материальное благосостояние, достаток, богатство, престижная работа, карьера и физическое наслаждение, то в ходе занятий подростки смогли переосмыслить свои взгляды, поразмышлять над тем, какое место в их жизни занимают духовные ценности, а, следовательно, понять необходимость душевного движения, духовной жизни.
Опыт работы по программе «ЛадьЯ» позволяет сделать несколько выводов:
- Наибольший интерес у школьников вызывает выполнение коллажей, рисунков и их обсуждение. Данный вид задания очень нравится детям. В процессе работы нет безразличных, в созданных коллажах учащиеся представляют все жизненные ценности. Коллажи являются хорошим психолого-диагностическим материалом. Они также способствуют групповой сплоченности и осмыслению детьми своих ориентиров.
- Оценка информированности о ВИЧ-инфекции у девятиклассников показывает, уровень их знаний по этой теме низкий, есть большая потребность в информации по данной теме.
- Использование притч в мотивационной части занятий является очень эффективной находкой авторов программы, которая позволяет учащимся включаться в обсуждение темы.
- Занятия проблемно-игрового характера доказывают свою эффективность в воспитании у подростков духовного начала.
- Дети качественно выполняют домашние задания (по форме письменной вербализации собственного мнения). У них повышаются показатели рассудительности, анализа своего поведения и действий.
- На занятиях наблюдается высокая эмоциональная вовлеченность практически всех учащихся.
У детей нашей школы недостаточно устойчивые нравственные принципы, и программа «ЛадьЯ» очень помогает в работе по переосмыслению собственных духовных потребностей.
Пантелеева Е.А., ОУ МОУ СОШ № 141 г. Нижнего Новгорода
Вот несколько отзывов учащихся о программе «ЛадьЯ»:
«Программа дала мне очень много. Было столько замечательных тем, которые заставляли задуматься над смыслом жизни, узнать для себя что-то новое, а возможно и поменять в чем-то свои взгляды, мировоззрение. На уроках мы разговаривали о таких важных вопросах, как счастье — в общепринятом смысле и для каждого человека отдельно, о мире чувств, об общении и дружбе, об одиночестве и т.д. Читали душевные и поучительные притчи, играли. Я считаю, что мы научились очень многому!
Аузарова Ю.»
«За этот год уроки психологии дали мне почву для размышлений над собой, а также для «самокопания». Я пересмотрела свои взгляды на понятия счастье, дружба, любовь, общение, а также многое другое. Это произошло благодаря притчам и тому, что я узнавала на уроках. А также с новыми знаниями легче найти подход к окружающему нас коллективу и понять близких мне людей. Поэтому я меньше иду на конфликты.
Сизова В.»
«За 2010-2011 учебный год мне по предмету психология понравилось многое! Особенно притчи, их обсуждение, рисунки (выполняемые нами), которые имеют особый скрытый смысл. Также мы затрагивали серьезные темы (о которых есть смысл говорить в наше время), такие как ВИЧ и СПИД. Мы говорили о том, как нужно защищаться от заражения. Все это поучительно и интересно. Также уделяли время темам семьи, одиночества, дружбы, любви… Всё это даёт мне понять, что все люди имеют разные точки зрения по этому поводу, и эти темы заставляют задумываться о многих поступках — а правильны ли они и нужны ли они вообще!
Заламов Д.»