Программа «ЛадьЯ» – опыт реализации

В последние десятилетия в России наблюдается резкое снижение общей воспитанности подростков. Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества, которое негативно сказалось на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, разрушается традиционный семейный уклад. Кроме этого, сказывается высокая занятость родителей или их безработица, вынужденный отъезд одного из родителей на заработки «вахтовым способом». К сожалению, в нашем районе некоторые семьи находятся в крайне тяжелой социальной ситуации, порой и за чертой бедности. Во многом недостаёт духовной близости между родителями и детьми. При этом потребность ребенка в таком общении никуда не исчезает, а наоборот, возрастает. И этот факт подтверждается нашим личным общением с подростками.

Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, конкуренцию, а также внутренние конфликты и проблемы у детей.

Медики, социологи, психологи отмечают, что на сегодняшний день резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, внешне благополучных, и в то же время, предоставленных самим себе. Постоянно растет число подростков-наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.

Все это делает необходимой работу по профилактике рискованного поведения среди детей. И очень отрадно, что на помощь в этой ситуации приходит программа «ЛадьЯ», ибо на ежедневный детский вопрос «почему?» программа дает исчерпывающие ответы. В 2011 учебном году программа «ЛадьЯ» начала реализовываться в ряде школ Челябинской области, в частности, в г. Куса.

Центральной задачей при реализации данной программы было показать подростку, что ценностное сознание всегда связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который существенно облегчается, если человек утвержден в предпочтении отдельных ценностей. Отсюда вытекает необходимость предоставления подросткам четкой системы нравственных ориентиров, а также создания условий для превращения их во внутренние рычаги поведения путем актуализации психического потенциала как инструмента духовной жизни. Согласно нашим наблюдениям, данная задача при реализации программы «ЛадьЯ» решается максимально эффективно.

Сегодня большое количество учащихся средних и старших классов средних общеобразовательных учреждений города Куса и других районов Челябинской обл. могут быть отнесены к группе риска по причине активного экспериментирования с различными психоактивными веществами. В такой ситуации профилактическая работа педагогов и психологов, социальных педагогов является более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней. В связи этим программа «ЛадьЯ» была встречена в педагогической среде как «спасательный круг». И, конечно же, наш Центр внешкольной работы «Ровесник» равно как и школа — это, пожалуй, то воспитательное пространство, где объективно сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи, возможность общения с ней. Здесь работаем мы – педагоги и психологи, – сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость помогать молодежи в решении ее проблем.

По итогам письменного опроса подростков 13–14 лет, участвующий в программе «ЛадьЯ», были выявлены следующие значимые как для ребят, так и для педагогов результаты занятий по программе «ЛадьЯ», которые относятся к ценностной ориентации, мотивации в поведении и отношениях с окружающими:

  • занятия по программе «ЛадьЯ»помогают в восприятии окружающего мира — «он становится позитивней»;
  • ​ восстанавливают душевное равновесие («перестала нервничать и переживать по пустякам»);
  • ​ способствуют дружеским отношениям со сверстниками;
  • ​ отвлекают от различного рода проблем;
  • ​ повышают настроение;
  • ​ дают много новой и полезной информации;
  • ​ дают высокую мотивацию на саморазвитие;
  • ​ «эти занятия для меня важны!»;
  • ​ наличие свободы слова, возможности высказаться, отсутствие страха непонимания и насмешек;
  • ​ конфиденциальность информации;
  • ​ проживание ситуаций, в которых задумываешься о жизни, ее смысле, людях и будущем;
  • ​ возможность учиться на ошибках других;
  • ​ «всегда находишь решение своих проблем»;
  • ​ возможность обучения общению;
  • ​ возможность общаться на равных;
  • ​ возможность на каждом занятии подняться на ступеньку выше в своем развитии.

В качестве доказательства эффективности проделанной работы приведем два отзыва девушек, участвующих в программе профилактики рискованного поведения детей и подростков «ЛадьЯ»:

«На занятии по теме «Любовь» нам показывали один видеофрагмент «Я буду любить тебя вечно» … И я пришла домой в задумчивости … Я размышляла: а ведь когда-то я буду мамой. И когда-то в будущем у меня будут дети … И они будут также грубо отвечать мне, как я маме. Получается, сработает «принцип зеркала», и я буду так же плакать, как моя мама. Но дети не поймут, почему я плачу, как иногда я не понимаю маму. И я, просто обдумав это, подошла к маме. И просто обняла и сказала: «Мам, ты самая красивая из всех! Мам, я так тебя люблю!» … У моей мамы покатились слёзы градом. И я тоже заплакала. Вот мы стояли вдвоём и плакали. После этого дня мы с мамой нашли общий язык и начали «заряжать батарейку с двух сторон». И я начала доверять маме то, что я никогда не говорила. Я так благодарна за все занятия «ЛадьЯ», что я нашла общий язык с самым дорогим мне человеком!!!» (Ксения Ш., 14 лет)

«На «ЛадьЕ» мы обсуждали тему про наркотики, как от них отказаться. Где-то через 3–4 дня мне предложили наркотик (травку), а я, по советам и обсуждениям на «Ладье», смогла отказаться!!! Мы на тренинге приводили примеры этих ситуаций, и я просто не ожидала, что одна из них окажется моей.

Раньше я очень сильно и агрессивно реагировала на высказывания в мою сторону. К примеру, когда на меня кричит папа или мама. Благодаря «Ладье» я теперь не высказываю такие же агрессивные слова, эмоции, а даю человеку возможность высказаться и решить проблему спокойно, по-хорошему. Я благодарна этим занятиям!!!» (Надя К., 14 лет)

На наш взгляд, целесообразно обозначить ряд рекомендаций с целью достижения эффективности профилактики рискованного поведения среди детей и молодежи:

  • ​ Комплексный подход к профилактике рискованного поведения – этой проблемой нужно заниматься не только на специальных занятиях по программе «ЛадьЯ», но и на уроках математики, биологии, анатомии, литературы, где необходимо предоставлять информацию, способствующую формированию у детей активной «антирискованной» позиции.
  • ​ Работа по профилактике рискованного поведения требует привлечения к ней всей педагогической общественности на уровне города, района, области, страны. Она должна включать проведение тематических методических совещаний педагогов по вопросам возрастных особенностей младшего школьного и подросткового возраста; по проблемам взаимодействия педагога и детей в профилактике девиантного поведения; по различным аспектам оказания психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей и подростков.
  • ​ Оказание специалистами консультативной помощи педагогам, ведущим профилактические мероприятия, проведение мастер-классов, помощь в разработке отдельных занятий, подборе информационного материала и т.п.

Важно, чтобы данная работа постоянно воздействовала на формирование представлений и убеждений детей по отношению к определенным жизненным ценностям, таким как здоровье и важность его сохранения.

Нам думается, что все те моменты, которые отмечают дети в своих отзывах о программе «ЛадьЯ», те изменения, которые с ними произошли, согласно их же рефлексии, являются критериями эффективности нашей профилактической работы. Она приводит и детей, и нас, педагогов, к состоянию внутренней гармонии с окружающим миром и главное — с самим собой. Перефразируя известного педагога Шалву Александровича Амонашвили, хочется сказать: «Верим в ребенка! Верим в себя! Верим в силу программы «ЛадьЯ»» !

Алфёрова М.Л.
к.п.н., педагог
Центра внешкольной работы «Ровесник»
г. Куса, Челябинская область

ИБ КС март 2012