Программа «Ладья» – результаты реализации

С.Яцишин

Сегодня наблюдается насущная потребность в спецификации существующих в обобщенном виде программ профилактики рискованного поведения в молодежной среде в зависимости от потребностей конкретной целевой группы. Практика показывает, что для наибольшей эффективности профилактическая программа должна опираться на реальные данные о распространенности данной проблемы внутри целевой группы, представления о ней у ее членов.

Данный материал представляет предварительные итоги исследования результатов реализации программы первичной профилактики рискованного поведения и социально-значимых заболеваний «Ладья». Программа «Ладья» проводилась в течение 2012–2013 гг. на базе ГБОУ СОШ №418 и ГБОУ СОШ №422. Исследование позволило выявить стратегические цели и конкретные мишени профилактической деятельности в группах учащихся средних общеобразовательных учебных заведений г. Кронштадта.

Исследование проводилось Фондом содействия межцерковной христианской диаконии совместно с ГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения Кронштадтского района Санкт-Петербурга».

В качестве метода исследования использовался анонимный анкетный опрос с различной степенью формализации. Анкета состояла из 48 базовых вопросов с подвопросами. Опрос проводился группой специально подготовленных интервьюеров. Все вопросы были сгруппированы в следующие блоки:

  • социально-демографические характеристики учащихся;
  • группа факторов «Семья»;
  • ​ группа факторов «Школа»;
  • ​ группа факторов «Личность»;
  • ​ группа факторов «Здоровье»;
  • ​ группа факторов «Рискованное поведение и употребление психоактивных веществ»;
  • ​ группа факторов «Ценности».

В исследовании приняли участие 39 учащихся девятых классов в 2012 году (средний возраст 15 лет) и 27 учащихся десятых классов в 2013 году (средний возраст 16 лет), участвовавших в программе «Ладья». Из них 64% составляют юноши, 36% девушки. 43% опрошенных живут в полных нуклеарных семьях, 36,7% – в полных или неполных расширенных, 19,2 % – только с матерью. Частота встречаемости других вариантов состава семьи не превышает 1,5%.

Обработка результатов исследования проводилась с помощью количественных и качественных методов математической обработки данных.

Краткое описание программы «Ладья»

Программа «Ладья» основана на духовно-нравственном подходе к профилактике социально-опасных заболеваний и была создана по инициативе Русской Православной Церкви. В группу разработчиков программы входят ведущие российские специалисты в области профилактической работы из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска.

Программа «Ладья» направлена на первичную профилактику рискованного поведения среди подростков 13–17 лет. В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск начала развития рискованного поведения к минимуму.

Особенность программы заключается в том, что, в отличие от распространенных в настоящее время информационно-обучающих программ, она обращаются к фундаментальным причинам рискованного поведения детей, подростков и молодежи, приводящего к социально опасным заболеваниям, к употреблению наркотиков и заражению социально-опасными заболеваниями: гепатитами В и С и ВИЧ-инфекцией.

В программе успешно совмещены наработки практической психологии, применяется широкий спектр тренинговых игр и упражнений, рассчитанных на соответствующий возраст, также приводится необходимый теоретический материал по каждой теме. При этом теоретические аспекты программы затрагивают не только психологические, но и духовные аспекты, что является наиболее важным для современной России, переживающей глубокий экзистенциальный и духовный кризис. Одним из основных признаков этого кризиса является большое количество молодых людей, вовлеченных в зависимые и девиантные формы поведения.

Наряду с детьми, подростками и молодежью в работу вовлекаются родители и администрация учебного заведения — это обеспечивает большую эффективность воспитательного воздействия программы. Работа с администрацией и педагогами учебного заведения предполагает их информирование о целях и содержании занятий, формирование позитивного имиджа программы.

Программа предназначена для преподавания в обычных школах, в школах-интернатах, ВУЗах в рамках дополнительного образования. Она рассчитана как на социально адаптированных, так и на так называемых «трудных» подростков. Программа не имеет своей целью катехизацию и воцерковление участников и может быть использована для работы с представителями различных религиозных конфессий.

Программа «Ладья» прошла экспертизу и рекомендована к использованию ФСКН России, ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи», получила положительные рецензии и отзывы от Академии постдипломного педагогического образования, Национального научного центра наркологии, Московского психолого-педагогического университета, Министерства образования Калининградской области, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.И.П.Павлова и других учреждений и ведомств.

Сегодня внедрение программы идет в Калининграде, Брянске, Ростове на Дону, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Иваново, Воронеже, Пскове, Костроме, Сургуте, Липецке, Санкт-Петербурге и других городах РФ.

Основные выводы по результатам исследования

В среде опрошенных наиболее распространенными видами психоактивных веществ является алкоголь, употребляемый, прежде всего, в виде напитков с относительно низким содержанием спирта, и курение табака, как устойчивая форма поведения, характерная для незначительной части респондентов. В течение года проведения программы наблюдается устойчивая тенденция изменения отношения к употреблению алкоголя и курения сигарет (снижение количества случаев употребления алкоголя и сигарет, употребление алкоголя со смещением в сторону более слабоалкогольных напитков, сокращение случаев сильного алкогольного опьянения и т.д.).

Опыт употребления наркотиков на момент опроса имели менее 5% опрошенных. В итоговом исследовании никто из участников не упомянул об употреблении наркотиков. Между тем, исследование показало значительный рост предложения наркотиков учащимся (примерно 50% из них поступали предложения попробовать наркотические вещества). Наибольшее распространение имеют препараты конопли и стимуляторы, приобретаемые или получаемые другими способами через друзей и знакомых.

Отмечена позитивная динамика среди опрошенных по владению навыками структурирования своего времени, в том числе при организации досуга.

В течение года по ответам респондентов изменились источники получения информации о здоровье. На первое место со значительным отрывом вышел Интернет, затем родители, врачи, друзья. У участников программы усилилось понимание личной ответственности за собственное здоровье. Кроме этого, среди тем, интересующих респондентов, появилась тема душевного здоровья и вопросов его сохранения.

Вызывают настороженность полученные данные о том, что более значительное число опрошенных, по крайней мере, иногда попадают в своей жизни в ситуации, которые кажутся им безвыходными. В значительном количестве случаев респондентам приходится рассчитывать только на себя – причем доля таких учащихся за год участия в программе возросла.

Можно говорить о том, что за время эксперимента у респондентов повысилась мотивация на участие в школьной жизни, изменилось отношение к учебе как необходимому условию будущей успешной жизни – доля таких учащихся возросла в разных школах примерно на 15–25%.

Большинство опрошенных считают себя достаточно хорошо информированными в вопросах интимной жизни. В этой связи принципиально важны с точки зрения профилактики ВИЧ и других социально-опасных заболеваний результаты исследования, демонстрирующие наметившуюся после года применения программы тенденцию к стремлению отсрочить начало половой жизни на возраст старше 17–18 лет и до вступления в брак, восприятие «гражданского» брака как брака со множеством минусов, убеждение, что для счастливой жизни обязательно хранить супружескую верность, повышение авторитета идей брака, семьи.

В целом, за время реализации программы «Ладья» в 2012​–2013 годах можно говорить об усилении действия следующих факторов защиты, препятствующих развитию различных форм рискованного поведения в следующих областях:

  • ​ отношение к употреблению психоактивных веществ;
  • ​ мотивация к учебе и участию в школьной жизни;
  • ​ развитие взаимосвязи институтов семьи и школы;
  • ​ удовлетворенность процессом и результатом основной (в данном случае учебной) деятельности;
  • ​ отношение к собственному здоровью;
  • ​ структурирование своего времени;
  • ​ сформированность позитивного образа собственного будущего;
  • ​ наличие четких жизненных планов;
  • ​ организация собственного досуга;
  • ​ половая жизнь и сексуальный дебют;
  • ​ сформированность ценностных ориентаций, определяющих модель поведения;
  • ​ авторитет ценностей брака, семьи, детей, профессии;
  • ​ отношение к религии и вере;
  • ​ отношение к различным формам рискованного поведения.

Таким образом, по итогам 2012–2013 годов в группах учащихся, очевидно, прослеживается позитивная динамика снижения факторов, способствующих развитию различных форм рискованного поведения. Можно предположить, что одним из моментов, способствующих этому, послужила реализация программы «Ладья», направленная на первичную профилактику рискованного поведения и социально-значимых заболеваний среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.