Программа типового тренинга по программе «Ладья»

«ЛадьЯ – в ладу с собой» — Программа тренинга

День 1.

Время

Направленность

Методическое обеспечение

10.00-11.30

Представление ведущих, программы, представление участников, сбор ожиданий группы, формирование рабочей атмосферы в группе, способствующей самораскрытию участников.

Упражнение «Бейдж», работа с метафорами, «Что я хочу получить от тренинга».

11.30-11.45

Кофе-пауза

11.45-13.00

Мотивационная часть: выработка правил группы, обсуждение условий психологической безопасности работы в группе («мне безопасно работать в группе, если…», «мне небезопасно работать в группе, если…»), обсуждение причин низкого уровня заботы человека в нашем обществе о собственной безопасности и причин рискованного поведения населения в целом (подростков в частности); распознавание механизмов воздействия на подростков различных профилактических программ, их эффективность.

Упражнения «Хрустальные люди», «Ремни безопасности», мозговой штурм.

13.00-14.00

Обед

14.00-15.45

Работа по теме «Карта пути»:обсуждение представлений участников о жизненном пути человека, основных нравственных категорий, создание условий для осознания внутренней логики программы, обсуждение.

Работа в микрогруппах, коллективный рисунок «Жизненный путь», презентация, обсуждение.

15.45-16.00

Кофе-пауза

16.00-17.40

Работа по теме «Счастье»: актуализация представлений участников группы о счастье в 13-14 лет с целью осознания участниками собственных представлений о счастье; дискуссия на тему счастья (что это такое, от чего и от кого зависит, может ли оно длиться вечно, что делает человека счастливым); формирование представления об истинном счастье как о соучастии в жизни другого человека, не как о приобретении различных материальных благ и выгод; обсуждение различных путей достижения счастья самим человеком.

Упражнения «Я был счастлив….», «Лесенка счастья», обсуждение притчи «Счастье», упражнение «Дорожка к счастью», дискуссия.

17.40-18.00

Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня.

Упражнение «Гистограмма дня».

День 2.

Время

Направленность

Методическое обеспечение

10.00-11.30

Начало работы, прояснение состояния и ожиданий участников, двигательная разминка, направленная на создание рабочей атмосферы.

Работа по теме «Я и моя жизнь»:введение в тему, знакомство с самим собой, осознание ценности себя и собственного внутреннего мира, формирование глубокого позитивного самоотношения.

Разминка «Круг имен» упражнение «Кто Я? Какой Я?: 10 определений», «Карта моей души», обсуждение притчи «Крест».

11.30-11.45

Кофе-пауза

11.45-13.00

Работа по теме «Мир чувств»: введение в тему, развитие навыка спонтанного реагирования, осознание собственных чувств, знакомство с диапазоном чувств, их телесным ощущением, формирование понимания того, как чувства отражаются в теле человека, развитие навыков эмоционального самоконтроля и знакомство с различными способами эмоциональной разрядки.

Разминка «Эмоциональная гимнастика», упражнения «Запрет эмоций», «Закрашивание контуров человечков», работа в группах, «Можно ли управлять эмоциями», дискуссия, мозговой штурм «Способы управления эмоциями», обсуждение притчи «Гвозди».

13.00-14.00

Обед

14.00-15.45

Работа по теме «Ты не один»: введение в тему занятия с использованием содержательной разминки, формирование представлений об одиночестве и его относительном характере, создание условий для осознания одиночества как ресурса, снятие эмоционального напряжения через процедуру получения положительной обратной связи.

Разминка «Передай привет», упражнения «Дом», «Дорога из одиночества», «Найди пару».

15.45-16.00

Кофе-пауза

16.00-17.40

Работа по теме «Дружба»: введение в тему, формулирование существенных признаков понятия «дружба» через актуализацию собственных представлений о дружбе (сбор песен, стихов, высказывания, пословиц о дружбе), формулирование определения дружбы, формирование навыков общения и умения отличать дружбу от давления социальной среды, создание условий для осознания значения дружеских связей в жизни человека и разрушительного воздействия вражды, эгоизма, гордыни в дружбе. Способствовать формированию убеждения, что дружить – это не только брать и предъявлять требования к другим, но и отдавать, и предъявлять требования к себе, обратить внимание на бескорыстный характер дружбы.

Упражнения «Болото», «Составитель словаря», «Скульптура дружбы», мозговой штурм, дискуссия-обсуждение «Сказки о потерянной дружбе». Коллективный рисунок «Я, Ты, Мы».

17.40-18.00

Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня.

Упражнение «Гистограмма дня».

День 3.

Время

Направленность

Методическое обеспечение

10.00-11.30

Прояснение состояния и ожиданий участников.

Работа по теме «Мужчина и женщина»:осознание установок и ожиданий участников в отношении взаимоотношений с противоположным полом, информирование и обсуждение представлений о мужественности и женственности, предназначении полов. Прояснение мнений участников тренинга по поводу сложных мужско-женских отношений.

Разминка «Весной из одуванчиков…», упражнение «Дом из бумаги», мозговой штурм «Идеальный мужчина. Идеальная женщина», дискуссия, обсуждение «Сказки о мужчинах и женщинах».

11.30-11.45

Кофе-пауза

11.45-13.00

Работа по теме «Любовь»: введение в тему занятия через актуализацию собственных представлений о любви, формирование понятий «любовь, влюбленность, страсть преданность, верность, любовь к Родине, к ближним, к себе», осознание различий между этими понятиями. Обсуждение проблемы рисков в любви, понимание участниками того, что любить – это не означает терять себя, формирование представлений о важности свободы и доверия в любви, прояснение представлений участников об этапах развития любви, отличия влюбленности от зрелой любви, обсуждение вариантов поведенческих стратегий любящих людей, подведение итогов дня, рефлексия.

Разминка «Встаньте те, кто любит…», упражнения «Портрет любви», «Составитель словаря», дискуссия, «Спорные утверждения», обсуждение притч «Принцесса волшебного озера» и «Цветок и ветер», дискуссия.

13.00-14.00

Обед

14.00-15.45

Прояснение состояния и ожиданий участников.

Работа по теме «Семья»: введение в тему работы через экспресс-знакомство с семьями участников, актуализация представлений участников о собственной семье и своей роли в ней, формирование обобщенных представлений о семье и семейных ценностях, роли жены, мужа, детей, родственников в семейной структуре.

Разминка «Поменяйтесь местами те, кто….», упражнение «Герб семьи», работа в группах, коллаж «Зачем нужна семья?», дискуссия.

15.45-16.00

Кофе-пауза

16.00-17.40

Информирование участников о признаках гармоничной и негармоничной семьи, выяснение причин возникновения конфликтов в супружеских отношениях, прояснение преставлений участников о структуре своей семьи и ее жизнеспособности, формирование представлений о семье как о системе связей, осознание значимости родовых корней, приобщение к семейным традициям; обращение к нравственным аспектам взаимодействия с родителями.

Мини-лекция «Семья, функции семьи», упражнение «Семейная фотография», обсуждение притч: «Щедрое дерево», «Заплачено сполна».

17.40-18.00

Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня.

Упражнение «Гистограмма дня».

День 4.

Время

Направленность

Методическое обеспечение

10.00-11.30

Прояснение состояния и ожиданий участников.

Работа по теме «ВИЧ/СПИД»:актуализация проблемы и исследование уровня осведомленности участников по вопросам ВИЧ, информирование по данной теме, выявление отношения участников ВИЧ-инфицированным людям.

Упражнения «Калейдоскоп», «Сложные вопросы», мини-лекция «ВИЧ: этиология, распространение, стадии болезни и лечение».

11.30-11.45

Кофе-пауза

11.45-13.00

Осознание механизмов заражения и ценности целомудрия как основного фактора защиты от ВИЧ, формирование установок на «культуру здоровья» и здоровый образ жизни.

Упражнения «Степной огонь», «За и против проверки на ВИЧ», «Мисс Марпл», работа со схемой «Ефросинья и Ануфрий».

13.00-14.00

Обед

14.00-15.45

Работа по теме «Зависимость от ПАВ»:осознание механизмов формирования рискованного и зависимого поведения, знакомство с объективной информацией о действии ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему, формирование навыков противостояния давлению группы, осознание последствий зависимого поведения для человека, осознание роли со-зависимого поведения близких во вторичной и третичной профилактике зависимости.

Разминка «Ворвись в круг», упражнение «Коробочка», мозговой штурм «Почему люди употребляют ПАВ»,

упражнения «Жизнь с болезнью», «Модель жизни зависимого человека», дискуссия, «Посудомоечная машина».

15.45-16.00

Кофе-пауза

16.00-17.40

Прояснения состояния и ожиданий участников.

Работа по теме «Толерантность»:обсуждение понятия толерантности, представлений о толерантности в различных культурах, дискуссия о границах толерантности, осознание границ собственной толерантности и собственных чувств к представителям различных аут-групп, формирование негативного отношения к стигматизации и осознание того, какой жизненный опыт дает нам общение с другими людьми.

Разминка «Черно-белые вороны»», «Дерево толерантности», упражнение «Домик на побережье», дискуссия, работа с метафорой «Оружие», обсуждение притчи «Благодарность».

17.40-18.00

Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня.

Упражнение «Гистограмма дня».

День 5 .

Время

Направленность

Методическое обеспечение

10.00-11.30

Прояснение состояния и ожиданий участников.

Работа по теме «Преодоление проблем»:осознание собственных стратегий проблемно-разрешающего поведения, осознание конструктивности стратегий ухода, осознание степени собственной ответственности в ситуации преодоления проблем, развитие навыка первичной, вторичной оценки и переоценки ситуации и освоение новых навыков принятия решений, осознание возможностей социальной поддержки.

Разминка «Преодолей препятствие», упражнение «Рука перед лицом», мини-лекция «Этапы разрешения проблем», упражнения «Пластинка с зазубринкой», «Я не могу…- Я не хочу…», «Мы тебе поможем», «Я имею право просить о помощи».

11.30-11.45

Кофе-пауза

11.45-13.00

Работа по теме «Кризисы и выходы»:способствовать осознанию того, что у человека всегда есть возможность изменить взгляд на ситуацию, осознанию деструктивного характера обиды, формирование навыков прощения и развитие навыков выхода из сложных ситуаций.

Упражнение «Ужасно прекрасный рисунок», «Обсуждение историй», мини-лекция «Этапы конструктивного избавления от обиды».

13.00-14.00

Обед

14.00-15.45

Работа по теме «Ценности»: создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, развитие способности ориентироваться в спектре возможных ценностей, формирование приоритета духовных ценностей над материальными, осознание собственной системы ценностей.

Разминка «Пересядьте те, кто ценит…», упражнения «Необитаемый остров», «Ценности», обсуждение притчи «Богатство», дискуссия.

15.45-16.00

Кофе-пауза

16.00-17.40

Работа по теме «Цели и смыслы»:осознание участниками важных жизненных ценностей (познавательных, поведенческих, духовных и др.), основанных на понимании смысла собственной жизни.

Упражнения «Радуга», «Бедность, богатство, всемогущество», «Что я хочу изменить», дискуссия.

17.40-18.00

Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня.

Упражнение «Гистограмма дня».

День 6.

Время

Направленность

Методическое обеспечение

10.00-11.30

Прояснение состояния и ожиданий участников.

Работа по теме «Свобода»:формирование представлений о свободе, о взаимосвязи свободы и ответственности, актуализация опыта собственного отношения к окружающим и самому себе.

Упражнения «Портрет группы», «Шаг вперед – два назад», дискуссия «Что такое свобода», упражнение «Слепой и поводырь».

11.30-11.45

Кофе-пауза

11.45-13.00

Формирование опыта ответственного отношения к другим. Формирование представления о свободе как ответственности перед собой за реализацию своего потенциала.

Упражнение «Тарелка с водой», обсуждение притчи «Птичка», дискуссия.

Обед

14.00-15.45

Работа по теме «Выбор»: формирование представлений о психологической сущности выбора, о приоритете общечеловеческих ценностей в ситуации выбора, осознание возможностей выбора в различных жизненных ситуациях, обучение навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, создание условий для осознания нравственных основ собственных выборов.

Упражнения «Коллективный счет», «А давайте!», дискуссия «Что выбирать», работа со схемой «Должен – выбираю», упражнения «Секрет Джованни», «Подъемный мост».

15.45-16.00

Кофе-пауза

16.00-18.00

«Симфония прощания»:

Подготовка участников к окончанию групповой работы, мотивация на дальнейшую самостоятельную работу, получение обратной связи, подведение итогов семинара-тренинга.

Упражнения Мясорубка», «Ладошка», «Я благодарен за…», групповой рисунок «Наша группа», «Письмо обратной связи», заключительный обмен впечатлениями.