«ЛадьЯ – в ладу с собой» — Программа тренинга
День 1.
Время |
Направленность |
Методическое обеспечение |
10.00-11.30 |
Представление ведущих, программы, представление участников, сбор ожиданий группы, формирование рабочей атмосферы в группе, способствующей самораскрытию участников. |
Упражнение «Бейдж», работа с метафорами, «Что я хочу получить от тренинга». |
11.30-11.45 |
Кофе-пауза |
|
11.45-13.00 |
Мотивационная часть: выработка правил группы, обсуждение условий психологической безопасности работы в группе («мне безопасно работать в группе, если…», «мне небезопасно работать в группе, если…»), обсуждение причин низкого уровня заботы человека в нашем обществе о собственной безопасности и причин рискованного поведения населения в целом (подростков в частности); распознавание механизмов воздействия на подростков различных профилактических программ, их эффективность. |
Упражнения «Хрустальные люди», «Ремни безопасности», мозговой штурм. |
13.00-14.00 |
Обед |
|
14.00-15.45 |
Работа по теме «Карта пути»:обсуждение представлений участников о жизненном пути человека, основных нравственных категорий, создание условий для осознания внутренней логики программы, обсуждение. |
Работа в микрогруппах, коллективный рисунок «Жизненный путь», презентация, обсуждение. |
15.45-16.00 |
Кофе-пауза |
|
16.00-17.40 |
Работа по теме «Счастье»: актуализация представлений участников группы о счастье в 13-14 лет с целью осознания участниками собственных представлений о счастье; дискуссия на тему счастья (что это такое, от чего и от кого зависит, может ли оно длиться вечно, что делает человека счастливым); формирование представления об истинном счастье как о соучастии в жизни другого человека, не как о приобретении различных материальных благ и выгод; обсуждение различных путей достижения счастья самим человеком. |
Упражнения «Я был счастлив….», «Лесенка счастья», обсуждение притчи «Счастье», упражнение «Дорожка к счастью», дискуссия. |
17.40-18.00 |
Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня. |
Упражнение «Гистограмма дня». |
День 2.
Время |
Направленность |
Методическое обеспечение |
10.00-11.30 |
Начало работы, прояснение состояния и ожиданий участников, двигательная разминка, направленная на создание рабочей атмосферы. Работа по теме «Я и моя жизнь»:введение в тему, знакомство с самим собой, осознание ценности себя и собственного внутреннего мира, формирование глубокого позитивного самоотношения. |
Разминка «Круг имен» упражнение «Кто Я? Какой Я?: 10 определений», «Карта моей души», обсуждение притчи «Крест». |
11.30-11.45 |
Кофе-пауза |
|
11.45-13.00 |
Работа по теме «Мир чувств»: введение в тему, развитие навыка спонтанного реагирования, осознание собственных чувств, знакомство с диапазоном чувств, их телесным ощущением, формирование понимания того, как чувства отражаются в теле человека, развитие навыков эмоционального самоконтроля и знакомство с различными способами эмоциональной разрядки. |
Разминка «Эмоциональная гимнастика», упражнения «Запрет эмоций», «Закрашивание контуров человечков», работа в группах, «Можно ли управлять эмоциями», дискуссия, мозговой штурм «Способы управления эмоциями», обсуждение притчи «Гвозди». |
13.00-14.00 |
Обед |
|
14.00-15.45 |
Работа по теме «Ты не один»: введение в тему занятия с использованием содержательной разминки, формирование представлений об одиночестве и его относительном характере, создание условий для осознания одиночества как ресурса, снятие эмоционального напряжения через процедуру получения положительной обратной связи. |
Разминка «Передай привет», упражнения «Дом», «Дорога из одиночества», «Найди пару». |
15.45-16.00 |
Кофе-пауза |
|
16.00-17.40 |
Работа по теме «Дружба»: введение в тему, формулирование существенных признаков понятия «дружба» через актуализацию собственных представлений о дружбе (сбор песен, стихов, высказывания, пословиц о дружбе), формулирование определения дружбы, формирование навыков общения и умения отличать дружбу от давления социальной среды, создание условий для осознания значения дружеских связей в жизни человека и разрушительного воздействия вражды, эгоизма, гордыни в дружбе. Способствовать формированию убеждения, что дружить – это не только брать и предъявлять требования к другим, но и отдавать, и предъявлять требования к себе, обратить внимание на бескорыстный характер дружбы. |
Упражнения «Болото», «Составитель словаря», «Скульптура дружбы», мозговой штурм, дискуссия-обсужд |
17.40-18.00 |
Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня. |
Упражнение «Гистограмма дня». |
День 3.
Время |
Направленность |
Методическое обеспечение |
10.00-11.30 |
Прояснение состояния и ожиданий участников. Работа по теме «Мужчина и женщина»:осознание установок и ожиданий участников в отношении взаимоотношений с противоположным полом, информирование и обсуждение представлений о мужественности и женственности, предназначении полов. Прояснение мнений участников тренинга по поводу сложных мужско-женских отношений. |
Разминка «Весной из одуванчиков…», упражнение «Дом из бумаги», мозговой штурм «Идеальный мужчина. Идеальная женщина», дискуссия, обсуждение «Сказки о мужчинах и женщинах». |
11.30-11.45 |
Кофе-пауза |
|
11.45-13.00 |
Работа по теме «Любовь»: введение в тему занятия через актуализацию собственных представлений о любви, формирование понятий «любовь, влюбленность, страсть преданность, верность, любовь к Родине, к ближним, к себе», осознание различий между этими понятиями. Обсуждение проблемы рисков в любви, понимание участниками того, что любить – это не означает терять себя, формирование представлений о важности свободы и доверия в любви, прояснение представлений участников об этапах развития любви, отличия влюбленности от зрелой любви, обсуждение вариантов поведенческих стратегий любящих людей, подведение итогов дня, рефлексия. |
Разминка «Встаньте те, кто любит…», упражнения «Портрет любви», «Составитель словаря», дискуссия, «Спорные утверждения», обсуждение притч «Принцесса волшебного озера» и «Цветок и ветер», дискуссия. |
13.00-14.00 |
Обед |
|
14.00-15.45 |
Прояснение состояния и ожиданий участников. Работа по теме «Семья»: введение в тему работы через экспресс-знакомс |
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто….», упражнение «Герб семьи», работа в группах, коллаж «Зачем нужна семья?», дискуссия. |
15.45-16.00 |
Кофе-пауза |
|
16.00-17.40 |
Информирование участников о признаках гармоничной и негармоничной семьи, выяснение причин возникновения конфликтов в супружеских отношениях, прояснение преставлений участников о структуре своей семьи и ее жизнеспособности |
Мини-лекция «Семья, функции семьи», упражнение «Семейная фотография», обсуждение притч: «Щедрое дерево», «Заплачено сполна». |
17.40-18.00 |
Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня. |
Упражнение «Гистограмма дня». |
День 4.
Время |
Направленность |
Методическое обеспечение |
10.00-11.30 |
Прояснение состояния и ожиданий участников. Работа по теме «ВИЧ/СПИД»:актуализация проблемы и исследование уровня осведомленности участников по вопросам ВИЧ, информирование по данной теме, выявление отношения участников ВИЧ-инфицированн |
Упражнения «Калейдоскоп», «Сложные вопросы», мини-лекция «ВИЧ: этиология, распространение, стадии болезни и лечение». |
11.30-11.45 |
Кофе-пауза |
|
11.45-13.00 |
Осознание механизмов заражения и ценности целомудрия как основного фактора защиты от ВИЧ, формирование установок на «культуру здоровья» и здоровый образ жизни. |
Упражнения «Степной огонь», «За и против проверки на ВИЧ», «Мисс Марпл», работа со схемой «Ефросинья и Ануфрий». |
13.00-14.00 |
Обед |
|
14.00-15.45 |
Работа по теме «Зависимость от ПАВ»:осознание механизмов формирования рискованного и зависимого поведения, знакомство с объективной информацией о действии ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему, формирование навыков противостояния давлению группы, осознание последствий зависимого поведения для человека, осознание роли со-зависимого поведения близких во вторичной и третичной профилактике зависимости. |
Разминка «Ворвись в круг», упражнение «Коробочка», мозговой штурм «Почему люди употребляют ПАВ», упражнения «Жизнь с болезнью», «Модель жизни зависимого человека», дискуссия, «Посудомоечная машина». |
15.45-16.00 |
Кофе-пауза |
|
16.00-17.40 |
Прояснения состояния и ожиданий участников. Работа по теме «Толерантность»:обсуждение понятия толерантности, представлений о толерантности в различных культурах, дискуссия о границах толерантности, осознание границ собственной толерантности и собственных чувств к представителям различных аут-групп, формирование негативного отношения к стигматизации и осознание того, какой жизненный опыт дает нам общение с другими людьми. |
Разминка «Черно-белые вороны»», «Дерево толерантности», упражнение «Домик на побережье», дискуссия, работа с метафорой «Оружие», обсуждение притчи «Благодарность». |
17.40-18.00 |
Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня. |
Упражнение «Гистограмма дня». |
День 5 .
Время |
Направленность |
Методическое обеспечение |
10.00-11.30 |
Прояснение состояния и ожиданий участников. Работа по теме «Преодоление проблем»:осознание собственных стратегий проблемно-разреш |
Разминка «Преодолей препятствие», упражнение «Рука перед лицом», мини-лекция «Этапы разрешения проблем», упражнения «Пластинка с зазубринкой», «Я не могу…- Я не хочу…», «Мы тебе поможем», «Я имею право просить о помощи». |
11.30-11.45 |
Кофе-пауза |
|
11.45-13.00 |
Работа по теме «Кризисы и выходы»:способствовать осознанию того, что у человека всегда есть возможность изменить взгляд на ситуацию, осознанию деструктивного характера обиды, формирование навыков прощения и развитие навыков выхода из сложных ситуаций. |
Упражнение «Ужасно прекрасный рисунок», «Обсуждение историй», мини-лекция «Этапы конструктивного избавления от обиды». |
13.00-14.00 |
Обед |
|
14.00-15.45 |
Работа по теме «Ценности»: создание условий для обращения к собственной ценностно-смысло |
Разминка «Пересядьте те, кто ценит…», упражнения «Необитаемый остров», «Ценности», обсуждение притчи «Богатство», дискуссия. |
15.45-16.00 |
Кофе-пауза |
|
16.00-17.40 |
Работа по теме «Цели и смыслы»:осознание участниками важных жизненных ценностей (познавательных, поведенческих, духовных и др.), основанных на понимании смысла собственной жизни. |
Упражнения «Радуга», «Бедность, богатство, всемогущество», «Что я хочу изменить», дискуссия. |
17.40-18.00 |
Заключительный обмен впечатлениями, рефлексия, подведение итогов дня. |
Упражнение «Гистограмма дня». |
День 6.
Время |
Направленность |
Методическое обеспечение |
10.00-11.30 |
Прояснение состояния и ожиданий участников. Работа по теме «Свобода»:формирование представлений о свободе, о взаимосвязи свободы и ответственности, актуализация опыта собственного отношения к окружающим и самому себе. |
Упражнения «Портрет группы», «Шаг вперед – два назад», дискуссия «Что такое свобода», упражнение «Слепой и поводырь». |
11.30-11.45 |
Кофе-пауза |
|
11.45-13.00 |
Формирование опыта ответственного отношения к другим. Формирование представления о свободе как ответственности перед собой за реализацию своего потенциала. |
Упражнение «Тарелка с водой», обсуждение притчи «Птичка», дискуссия. |
Обед |
||
14.00-15.45 |
Работа по теме «Выбор»: формирование представлений о психологической сущности выбора, о приоритете общечеловеческих ценностей в ситуации выбора, осознание возможностей выбора в различных жизненных ситуациях, обучение навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, создание условий для осознания нравственных основ собственных выборов. |
Упражнения «Коллективный счет», «А давайте!», дискуссия «Что выбирать», работа со схемой «Должен – выбираю», упражнения «Секрет Джованни», «Подъемный мост». |
15.45-16.00 |
Кофе-пауза |
|
16.00-18.00 |
«Симфония прощания»: Подготовка участников к окончанию групповой работы, мотивация на дальнейшую самостоятельную работу, получение обратной связи, подведение итогов семинара-тренинг |
Упражнения Мясорубка», «Ладошка», «Я благодарен за…», групповой рисунок «Наша группа», «Письмо обратной связи», заключительный обмен впечатлениями. |