В данном выпуске мы представляем итоговую информацию по данному направлению. В июне 2015 года психологом МБУ «КЦСОН» проведена I сессия обучения родителей молодых семей категорий по ценностно-ориентированной программе профилактики рискованного поведения, ВИЧ/СПИДа и формированию ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию детей «Дорога к дому».
В последние десятилетия в России благодаря экономическому и политическому реформированию общества, произошли такие изменения, которые не могли не сказаться негативно на российской семье. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, разрушение традиционного семейного уклада, высокая занятость родителей или их безработица, вынужденный отъезд одного из родителей на заработки «вахтовым способом» и другое.
Всё это привело к трансформации института семьи в России, что подтверждают многие отечественные и зарубежные исследователи, социологи, психологи и педагоги. Привычными становятся малодетная семья, неполная семья, семья, в которой родители не выполняют своих воспитательных функций. Во многом недостаёт духовной близости между родителями и детьми. При этом потребность ребенка в таком общении никуда не исчезает, а наоборот, возрастает. Растут показатели так называемого девиантного родительства, социального сиротства и других социально-значимых проблем института семьи.
В связи с этим, вопросы профилактики и коррекции данных проблем приобрели первостепенное значение в профессиональной деятельности разных специалистов. Отрадно, что наш Центр стал первопроходцем в решении социально-значимых проблем семьи Кусинского муниципального района, начав реализацию ценностно-ориентированной программы профилактики рискованного поведения и формирования ответственного отношения к созданию семьи и воспитанию детей «Дорога к дому».
Первая сессия тренинговых занятий по программе прошла с 3 по 30 июня 2015г. Темы 8 занятий касались таких духовно-нравственных категорий как «семья», «родительство», «любовь», «Я-концепция», «личность», «я в прошлом, настоящем и будущем», «стили взаимоотношений».
Основным методом работы явился личностный тренинг, в ходе которого создавались условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. На занятии использовались беседы, «мозговые штурмы», дискуссии, ролевые игры, мини-лекции, психогимнастические упражнения и элементы психодрамы.
Отметим, что по окончании занятий у участников группы достигнута положительная динамика, а именно:
- Удалось сплотить всех участников тренинга, приближаясь к формированию из них одной команды.
- Произошло расширение Я-концепции, осознание многими участниками себя как личности, имеющей свои взгляды, убеждения и точки зрения, которые можно отстаивать.
- Формирование навыков конструктивного общения (многие участники сдружились и поддерживают друг друга в жизни, помогают продуктами, которые вырастили сами; поддерживают морально, выслушивая и давая советы из личного опыта…)
- Уменьшились психоэмоциональное напряжение, тревоги и страхи по отношению к пугающим объектам и ситуациям.
- Научились вырабатывать стратегии разрешения проблем и осуществлять поиск социальной поддержки; принимать ее и разрешать свои личные проблемы.
- Постепенно у участников группы развивается ресурсная, ценностно-смысловая сфера.
- 1 участник нашел себя в творческом самовыражении (интенсивно стал сочинять стихи, играть на гитаре, в соцсети создал несколько пабликов, направленных на созидание и отдавание, помощь другим людям, и др.).
- 1 участник нашел и устроился на работу, получив «кредит доверия» со стороны администрации учреждения. Этот же участник 2 раза (!) смог отказаться от приема алкоголя во время вовлечения друзьями в этот процесс. Мы склонны считать этот факт большой победой человека в преодолении алкозависимости.
- Благодаря эмоциональным переживаниям, многие проявили способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.
- Возникла атмосфера доверия, внимания к собственному внутреннему миру и внутреннему миру другого человека, и где-то даже сочувствие.
- Более глубоко осознавались общечеловеческие ценности.
- Происходило самораскрытие и самопознание «себя», а также — идентификация себя с другими.
- У многих участников начали формироваться навыки поддержания благоприятного психоэмоционального состояния, и навыки саморегуляции.
- Все участники тренинга получили индивидуальный опыт поведения и разрешения предложенных ситуаций.
Вторая сессия занятий начнется 5 августа 2015 г. и продлится до начала сентября 2015 г.